Ярчайшее событие произошло в эти дни в научной и культурной жизни не только нашей области, но и всей страны. Вышла в свет книга профессора нашего университета Татьяны Семеновны Злотниковой «Философия творческой личности».
Научная монография объемом почти в 1000 страниц – уже, несомненно, важное событие и для автора, и для коллег-культурологов, искусствоведов, философов, и для начинающих исследователей, студентов, магистрантов, аспирантов. Эта книга 8 сентября презентуется на Московской международной книжной выставке-ярмарке (ВДНХ, 75 павильон, стенд G).
Но значение этой книги выходит за рамки сугубо академических событий.
Причин тому несколько.
Во-первых, автор по своей традиции, явленной во многих других ее работах, сочетает теоретические постулаты, обсуждение известных концептов в новом свете с живым, детальным, самобытно написанным анализом собственно творческих личностей, их судеб и произведений.
Во-вторых, автор демонстрирует свободу выбора и обращения к эпохам и ситуациям культуры, сосредоточившись на русской культуре во множестве ее социальных, нравственных, художественных парадоксов.
В-третьих, книга разворачивает панораму жизни отечественных творцов, среди которых и писатели-классики (чего стоит только подача Пушкина или Чехова в контексте понятия, разработанного автором книги, — «русский абсурд»), и выдающиеся режиссеры и актеры (среди которых немало тех, с кем автор книги общалась непосредственно, наблюдала, беседовала, присутствовала на репетициях – в этот «пантеон» вошли Товстоногов, Ефремов, Любимов, Эфрос, Лебедев и Юрский).
В-четвертых, совершенно неожиданным становится раздел книги, где не просто исследователями творчества, но собственно творческими личностями предстают ученые-гуманитарии, от философов начала века, Бердяева или Розанова, до современников и коллег, с которыми автор если не «на ты», то, по крайней мере, в тесных творческих и дружеских отношениях.
И, в-пятых, эту книгу, несмотря на ее пугающий объем, просто интересно читать. Анализируя чужое творчество, автор показывает, как, по-разному, строго и четко либо свободно, легко, метафорично можно писать о теории и практике творчества. Среди первых откликов от коллег и одновременно «персонажей» книги есть такие пассажи, с которыми хочется согласиться: «Читаю Вашу книгу, иногда хохочу, чаще восторгаюсь (концепциями и концептами). Одним словом, все талантливо» или «Умно, свежо. И как фундаментально! В глаза бросаются диагнозы. Вы написали не про творческую личность вообще, а про нас образца 2017 г.»
М.В. Груздев