Запускаем отсчёт. 28 ноября 2019 года останется два года до 200-летнего юбилея Николая Алексеевича Некрасова. Впереди много юбилейных событий. Вероятно, предстоящая встреча в рамках просветительского проекта ЯГПУ «Кафедра 76» будет первой в этом ряду. В рамках проекта выступит профессор ЯГПУ, доктор искусствоведения Т.С. Злотникова. Встреча состоится 28 ноября 2019 года в 16:00, в Голубом зале главного корпуса ЯГПУ (ул. Республиканская 108/1). Как всегда, вход к нам открыт для всех!
Вот что о предстоящей лекции рассказала профессор Т.С. Злотникова:
Мы вновь обращаемся к судьбе и персоне, которые на слуху у всей России (до этого были Горький, Тургенев), но особо («наше все» Ярославской области) – в ближайшем окружении. К персоне, о которой все слышали, которую все знают, но которая во многих ситуациях своей жизни, во многих художественных опытах остается загадочной и противоречивой.
Николай Алексеевич Некрасов, которому ровно через два года исполнится 200 лет, – имя улицы и памятник в центре города (есть кое-какие и в других городах, но нехороши они, куда им до ярославского), имя библиотеки и населенного пункта…
Узнаваемый облик, казалось бы, известные факты, но многое вызывает вопросы.
Почему его усадьба – одна из самых роскошных «писательских» усадеб во всей России? Почему он и там охотился, и еще под Новгородом, причем с весьма непростыми собаками, то Оскаром, то Кадо, а недалеко от Новгорода даже памятник есть: Некрасов с собачкой немалых размеров?
Что там происходило в издававшемся им журнале «Современник», каково было его писательское окружение – и не только Толстой, Тургенев, Григорович, но и уходивший из жизни Белинский, и Чернышевский? Хотя уж больно странная история произошла в этом журнале с фантастической утратой и невероятным обретением рукописи его романа.
Но бог с ними, собаками и коллегами, вот он – поэт, печальник о судьбе русского народа, презирающий помещиков за жизнь в болоте скуки (автор не слишком известной маленькой пьесы «Осенняя скука» — родоначальницы русского абсурда).
Почему так странно отвечает он на один из вечных русских вопросов: рядом с ним уже пытались понять, «кто виноват?», «что делать?», вот и он озаботился вопросом «кому на Руси жить хорошо?» Но – о народе ли, о крестьянах, простых тружениках – грязных, пьяных, бестолковых – речь у поэта? Может быть, о населении в более широком смысле?
И что значит «хорошо», может быть «весело»?
И почему именно эту поэму использовал для сценического балагана скандально известный режиссер К. Серебренников?
Что же это за судьба такая, не у одного Некрасова, но, скажем, и у Чехова: «провинциал в столице» — свой, прижившийся, отторгаемый, отторгавший? Искавший себя в неожиданных пространствах и жизненных
ситуациях – или решительно занявший одно место (провинцию), одну позицию (демократ), одно место в истории русской культуры – «классик»?
Некрасов оставил согражданам и в том числе землякам немало вопросов, на которые по сей день нет однозначных ответов. Не прост и небанален был Николай Алексеевич при жизни, таким остался и почти через 200 лет.