Вчера в рамках просветительского проекта ЯГПУ «Кафедра 76» прошла лекция нашего профессора, доктора искусствоведения Т.С. Злотниковой.
Татьяна Семеновна рассказала о месте театра в своей жизни и о своем отношении к театру в настоящее время. «Часть мира… Театр» именно под таким заголовком прошла встреча, в рамках которой всемирно известный профессор рассказала о личных знакомствах с многими театральными деятелями, показала многочисленные автографы, оставленные ей знаменитыми актерами и режиссерами.
Вот лишь немногое, о чем Татьяна Семеновна рассказала на лекции:
«Театр – древнейший вид искусства, как никакой другой привязанный к конкретному мгновению жизни. Встреча – сейчас и больше никогда (все остальное – восторги публики и суждения критиков, зарисовки, фотографии, аудио- и видеозаписи – только тень пронесшегося крыла).
Театр – сфера загадок, подчас бытийных, подчас сугубо профессиональных. Куда делись театральные лидеры, демиурги, деспоты, хозяева «театра-дома»? Как из «гадких утят» в России вырастают роскошные лебеди – и почему «гадкие утята» остаются уникальным театральным кодом? Что собой представляет современный театр и существует ли он, тот, который предлагает «новые формы» или пытается говорить на вечные темы?
Русская драма – род литературы, материал для создания театрального спектакля, человеческая судьба: драма как явление искусства и драма как экзистенция. Русский абсурд – провозвестник мировой драмы абсурда. Почему эти произведения (за исключением чеховских) – даже самых популярных, Гоголя и Островского, практически не ставят за рубежом, но с удовольствиям смотрят в аутентичных версиях?
Русская режиссерская парадигма и ее составляющие: революционный пафос – революционные идеи – революционные акции (реальность и мифы, гонимые и награждаемые, самоотверженные и эгоистичные; альтернатива последних десятилетий: великие профессионалы, мастера создания спектаклей и актерских школ – и вечные «лаборанты» с их пробами, эскизами, этюдами и эфемерной необязательностью творческих акций). Те, с кем общалась и о ком специально писала, — А.Эфрос, О.Ефремов, Ю.Любимов, М.Захаров. Но особо – В.Мейерхольд (гений и страдалец, проживший несколько жизней-перемен); Г.Товстоногов (жертва и баловень эпохи).
Русская актерская парадигма-парадокс: некрасивые актеры (миниатюрная В.Комиссаржевская, простолицый М.Чехов, любимцы публики последних десятилетий, от Е.Лебедева или Е.Евстигнеева до Н.Караченцова), странные, чересчур самолюбивые и ироничные. «Русские Гамлеты», и это не только намек на чеховского Иванова как ментальный феномен, но актерские работы, в их вариациях от П.Мочалова и В.Каратыгина, через М.Чехова и В.Качалова до В.Высоцкого и Д.Лысенкова.
Эксцентрика, уникальность приемов, драматизм судеб, пожизненная преданность профессии. Уходящая натура. Актрисы: И.Чурикова (некрасивая и страстная, загадочная и простодушная); Н.Терентьева (трагикомическая «хулиганка», невеличественная и великая). Актеры: О.Табаков (полный надежд циник и романтический прагматик, гедонист и альтруист в актерской профессии); С.Юрский (актер с гениальным эксцентрическим потенциалом, режиссер с тонким чувством любви и преданности авторам и актерам, писатель с особым даром экзистенциальной иронии).
Театр в России может быть зрелищем. Может быть развлечением. Может быть сферой творческой самореализации. Может быть сложным, синтетическим видом искусства. Театр может быть дискурсом миропонимания, придавая специфичность ментальным проявлениям, далеко выходящим за рамки художественных практик. Но в России театр должен просто быть».
Смотрите запись видеотрансляции выступления Т.С. Злотниковой: